Мобилизация. Что делать бухгалтеру, если сотрудника мобилизовали

8 ноября 2022
Частичная мобилизация коснулась значительного количества трудоустроенных граждан и, как следствие, прибавила обязанностей бухгалтерам.

Многим коллегам трудно сориентироваться в обрушившихся на них изменениях и понять последовательность действий, какие документы и как оформлять, что делать с договором и выплатами, когда и какую отчетность сдавать.

Мы подготовили для Вас краткую, но полезную информацию по самым актуальным вопросам, которая поможет бухгалтерам разобраться в непростой ситуации и выполнить все необходимые действия в связи с мобилизацией сотрудников максимально эффективно.

Содержание:

  1. Что делать с повесткой?
  2. Как быть с трудовым договором?
  3. Как оформить приостановление трудового договора?
  4. Что делать с заработной платой?
  5. Какие отчеты сдавать по мобилизации сотрудников?
  6. Как урегулировать вопрос с отпуском?
  7. Что делать, если мобилизованного работника уже уволили?

Что делать с повесткой?

Сразу уточню, повестку может получить как сам работник по месту жительства, так и работодатель.

Поэтому, если повестку принес сотрудник, то вы просто делаете для себя копию повестки.

Если же повестка пришла работодателю, то нужно сообщить об этом сотруднику и, соответственно, отдать ему под подпись. Отрезную часть повестки направьте обратно в военкомат.

Имейте в виду, что за непередачу повестки в военкомат руководителю организации или ответственному за воинский учет грозит административная ответственность от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.2 КоАП).

Как быть с трудовым договором?

Расторгать трудовой договор нельзя.

Согласно новой ст. 351.7 ТК РФ, трудовые договоры с мобилизованными работниками и добровольцами приостанавливаются на период прохождения военной службы.

Что значит «приостановка» трудового договора?

Это означает, что за сотрудником сохраняется рабочее место по аналогии с «декретным отпуском».

При этом зарплата во время приостановки договора не выплачивается.

На данный период можно принимать на работу замещающих сотрудников

Как оформить приостановление трудового договора?

  1. Сотрудник пишет заявление работодателю с просьбой приостановить действие трудового договора на период мобилизации и прикрепляет копию повестки.
  2. На основании данного заявления издаем приказ о приостановлении трудового договора.
При этом никаких допсоглашений не составляем. Если работник проходит испытательный срок, то все равно его трудовой договор приостанавливается, и после демобилизации данный сотрудник вернется к работе на прежних условиях.

Такие же требования соблюдаются и для тех сотрудников, кто, например, попал под сокращение, но продолжает работать.

Так как время службы засчитывается в трудовой и пенсионный стаж, то, соответственно, трудовая книжка на время военной службы остается у работодателя.

Что делать с заработной платой?

Во-первых, на основании приказа о приостановлении  трудового договора, в этот же день начислите и перечислите все полагающиеся работнику выплаты по трудовому и коллективному договору, например, командировочные, оплата питания и т.п.

Во-вторых, если у сотрудника накопились неиспользованные дни отпуска свыше 28 календарных дней, то нужно рассчитать и выплатить соответствующую сумму компенсации на основании заявления сотрудника. Данные разъяснения даны в Письме Минтруда России от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042.

В-третьих, несмотря на то, что заработная плата на период приостановления трудового договора мобилизованному сотруднику не выплачивается, он все равно числиться в организации, следовательно, продолжаем вести табель учета рабочего времени. Единственное, нужно закрепить в учетной политике новый код для табеля. Вполне можно присвоить кодировку «ПД» - приостановление договора.

Какие отчеты сдавать по мобилизации сотрудников?

В день издания приказа о приостановлении трудового договора, самое позднее на следующий день, отчитываемся в ПФР по форме СЗВ-ТД.

Данные о мобилизованном сотруднике включайте и в другие отчеты о сотрудниках: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, РСВ.

По причине того, что заработную плату мобилизованному сотруднику не начисляем, то и страховые взносы в этот период также не начисляем и не выплачиваем, но это никоим образом не отразится на выплате пенсии в дальнейшем, так как государство обеспечивает финансирование таких периодов.

Как урегулировать вопрос с отпуском?

Если на момент мобилизации сотрудник находился в отпуске, то оформите приказ о переносе отпуска.

Выплаченные отпускные из зарплаты не удерживаем.

Что делать, если мобилизованного работника уже уволили?

Если вы уже уволили сотрудника по повестке в связи с мобилизацией, то отменяем увольнение и восстанавливаем сотрудника на работе.

Для этого, в бумажной трудовой книжке отмените запись об увольнении и исправьте запись об увольнении в личной карточке сотрудника. Также сдайте отменяющую СЗВ-ТД, продублировав первоначальные сведения об увольнении, но при этом в графе 11 проставьте знак «X» .

Много полезного практического материала по учету заработной платы и кадрам на наших курсах:

Кадровое делопроизводство 2022 со знанием 1С ЗУП 8.3. Инспектор по кадрам

Специалист по кадрам 2022 + 1С ЗУП 8.3. Правовое обеспечение кадрового дела. Дипломная программа

Кадровое делопроизводство + практика составления отчетности по зарплате и кадрам с применением 1С ЗУП

Ознакомьтесь с полным каталогом наших курсов

Все наши курсы ориентированы на комплексную практическую подготовку специалистов любого уровня.



Смотрите видеоуроки по теме

все видеоуроки по теме

Рекомендуемые статьи по теме

перейти к полному списку

Каталог курсов РУНО по теме

перейти к каталогу