Статьи и новости
Наступление страхового случая. Порядок действий

Наступление страхового случая. Порядок действий

21 декабря 2022
Перевозка грузов на разные расстояния требует его защиты от возможных проблем в пути. Чтобы защитить свои интересы в случаях, когда возможна полная или частичная утрата груза, оформляется страхование. Оптимальный вариант — это страхование груза на полную его стоимость.

Иногда логисты заявляют, что страховые случаи случаются не каждый день, а некоторые не сталкиваются с подобными проблемами ни разу за долгие годы.  Но страхование — это способ минимизировать риски, иметь гарантии того, что владелец не потеряет свои деньги, его собственность защищена.

Например, невозможно предсказать обстоятельства при импортных или экспортных поставках на большие расстояния ценного или хрупкого груза, и вероятность его повреждения значительно увеличивается.

Эксперты образовательного центра РУНО , составившие многочисленные курсы по логистике, ВЭД, таможне и управлению цепями поставок поделятся, как правильно действовать при наступлении страхового случая и какие правила соблюдать.

Содержание:

  1. Роль договора страхования;
  2. Обзор примера;
  3. При наступлении страхового случая. Страхователь;
  4. При наступлении страхового случая. Страховщик.

Роль договора страхования

Среди логистов распространено халатное отношение к изучению договора страхования, что ведет к последствиям. Происходит это из-за статистики. Обычно масштабные потери случаются очень редко, но при этом несут огромный финансовый ущерб компаниям.
Очень важно!
От того, ЧТО ИМЕННО прописано в вашем контракте, зависят выплаты по ущербу и  порядок действий со стороны страхователя при наступлении страхового случая

При заключении договора внимательно читайте условия. Обратите внимание на все пункты: действительно ли вы защищены от потенциальных случаев ущерба. 

Случается так, что в компаниях по международным перевозкам с большим оборотом дорогостоящих грузов, услуги страхования могут составлять большие суммы. И без внимательного изучения договора может оказаться так, что все финансовые расходы на эту страховку были бесполезны.

Если ваши поставщики регулярно не соблюдают сроки по поставкам, вам может быть полезна наша статья Рекламации и претензии по качеству

Убедитесь, что все потенциальные страховые случаи прописаны в вашем договоре

Обзор примера

  1. Компания заключила с поставщиком контракт на покупку мазута со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны по 40 тонн.

  2. Договор предусматривает поставку товара в течение месяца после предоплаты, иначе деньги должны вернуть.

  3. Все риски по перевозке возлагаются на компанию покупателя.

Покупатель обратился в страховую с просьбой:

  • застраховать груз;

  • застраховать предпринимательский риск (если поставщик не выполнит свои обязательства)

Страховая компания застраховала:

  • Предпринимательский риск.

  • Ожидаемую прибыль компании-покупателя.

  • Страховая премия составила 2% от стоимости груза.

  • Тариф по коммерческому риску: 1,5.

В результате компания-поставщик нарушила условия контракта.

Итог:

  • Предоплата была возвращена покупателю без судебного разбирательства.

  • И была получена страховка по недополученной ожидаемой прибыли.

При наступлении страхового случая. Страхователь

При наступлении страхового случая страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию.

Ситуация.

После таможенного оформления транспортное средство приезжает на склад в пятницу поздно вечером.  Обнаруживается повреждение груза.

Необходимо незамедлительно проинформировать страховую компанию о наступлении страхового случая, не нарушая сроки, указанные в договоре.

Распространенная ошибка: персонал откладывает информирование до наступления следующей рабочей недели и присутствия руководства. 

Способы информирования при наступления страхового случая должны быть прописаны в контракте и оговорены со страховой компанией. При информировании указывается:
  • Место и время произошедшего

  • Предполагаемые причины

  • Размер убытка

После информирования страхователь должен подать письменное заявление по адресу страховщика. Обращайте внимание на сроки подачи. Процесс подачи заявления также должен быть описан в контракте страхования.

Далее страхователь:

  • Должен обеспечить сохранность имущества (объекта договора) до его осмотра страховщиком

  • Или переместить груз в безопасное место (если это разрешено страховщиком)

Важный этап для получения компенсаций по ущербу! При наступлении страхового случая не забудьте направить письменную претензию перевозчику.

Грузоперевозчик и страховка.

Грузоперевозчик имеет право страховать как ответственность, так и груз, часто оформляются оба вида страховки. При наличии страхования груза, компания-перевозчик выступает в роли посредника, а владелец груза получает полную компенсацию потерь.

Если оформлена только страховка ответственности, страховщик имеет право требовать компенсацию от перевозчика после того, как он получит страховую сумму.

Подробнее о том, что лучше страховать: ответственность или груз — можно найти в курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению

Также государственные органы принимают участие и устанавливают факт утраты или повреждения груза и фиксируют это в документах.

Иногда при наступлении страхового случая требуется присутствие независимого оценщика.

Весь персонал склада, или организации страхователя должен быть проинструктирован о действиях при наступлении страхового случая.

Смотрите более подробно о действиях страхователя в нашем видео фрагменте «Наступление страхового случая. Порядок действий»

При наступлении страхового случая. Страховщик

При наступлении страхового случая страховщик вправе истребовать некоторые документы (перечень см. на рисунке ниже)

Страховщик изучает все обстоятельства происшествия и принимает решение о согласии или несогласии выплаты ущерба. Также он должен известить страхователя о признании претензии либо предоставить письменный отказ с перечнем причин. Суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней.

Подробнее, по видах и правилах страхования рассказывается в  курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению

Наш профессиональный совет!

Вопросы страхования всегда будут «головной болью» любой логистической компании, и компетентность сотрудников этих компаний может сыграть решающую роль при заключении страховых договоров.

Чтобы избежать спорных ситуаций при страховых случаях,  образовательный центр РУНО рекомендует курс “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению

Что вы будете уметь по окончании данного курса:

  • определять условия поставок, оплаты, скидок и сроков поставки товаров

  • готовить внешнеторговые контракты и контролировать их исполнение

  • вести документооборот ВЭД, организовывать доставку и страхование груза

  • готовить необходимые документы для таможни

  • подбирать коды ТН ВЭД и заполнять таможенную декларацию

  • рассчитывать таможенные платежи, таможенную стоимость

  • оптимизировать транспортные расходы

По окончании вы получите удостоверение о повышении квалификации!

Курс ведет эксперт-практик, кандидат экономических наук, с опытом работы более 15 лет.

Учебная программа     Получить доступ

Смотрите видеоуроки по теме

все видеоуроки по теме

Рекомендуемые статьи по теме

перейти к полному списку

Каталог курсов РУНО по теме

перейти к каталогу