Top.Mail.Ru
Обзор законодательства за февраль 2025 г.

Обзор законодательства за февраль 2025 г.

1 марта 2025
Изменения в применении ККТ с 1 марта 2025 г.
В России может появиться семейное налогообложение
Минфин разъяснил, как учесть расходы на бензин, если работник использует личный автомобиль целях
К новой форме РСВ за 1 квартал 2025 выпущены контрольные соотношения

Изменения в применении ККТ с 1 марта 2025 г.

Внесены масштабные изменения в законодательство о ККТ, вступающие в силу с 01.03.2025.

Некоторые носят технический характер и направлены на устранение пробелов и возможности двоякого толкования законодательства.

Например, закреплено, что ККТ должна иметь индивидуальный корпус и один фискальный накопитель внутри него.

Другие носят концептуальный характер и направлены на борьбу с теневым сектором экономики. Так, например, кафе и рестораны, которые зачастую ограничивались предчеками без выдачи кассового чека, теперь обязаны применять ККТ до проведения расчета с посетителями.

Третьи направлены на защиту прав покупателей, которым зачастую выдаются чеки ненадлежащего качества или не предоставляется право заменить давно не используемые данные для получения электронного чека.

Подробнее на основных изменениях

Кто вправе не применять ККТ?

Лица, которые вправе не применять ККТ с 01.03.2025 Условия Примечание
ИП при оказании услуг населению в сфере образования (п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)
  • расчеты являются безналичными без предъявления электронного средства платежа;
  • образовательная деятельность является основным видом деятельности;
  • имеется соответствующая лицензия
Ранее от применения ККТ освобождались только организации. Теперь освобождение распространяется и на ИП
ИП при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта (п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)
  • расчеты являются безналичными без предъявления электронного средства платежа;
  • деятельность в области физической культуры и спорта является основным видом деятельности
 
Организации и ИП, применяющие ЕСХН, при торговле товарами на розничном рынке, ярмарке, выставке (пп. 2, 8.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)
  • заключается договор розничной купли-продажи;
  • товар не подлежит маркировке;
  • товар передается в момент заключения договора;
  • торговля осуществляется не более чем с 3 торговых мест;
  • совокупная площадь торговых мест, включая места для хранения товаров, не превышает 15 м2
До 01.03.2025 в перечень лиц, не применяющих ККТ, входили компании и ИП, торгующие на рынках, ярмарках и выставках. Теперь перечень указанных лиц существенно сокращен
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы за исключением кредитных, при расчетах на розничном рынке, ярмарке, выставке до 01.09.2025 (п. 2.3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)
  • заключается договор розничной купли-продажи;
  • товар передается в момент заключения договора
ИП на ПСН, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 5, 20, 22, 25, 37, 46 — 48, 50 — 56, 64, 66 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при осуществлении расчетов в рамках указанных видов деятельности (п. 2.4 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)
  • расчеты производятся на территории регулярно организуемой и проводимой только в выходные, нерабочие праздничные дни ярмарки;
  • общее число торговых мест на ярмарке не превышает 50
Организации и ИП при приеме от населения вторичных ресурсов*(1), за исключением лома и отходов цветных и (или) черных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)   Ранее не применяли ККТ пункты приема стеклопосуды и утильсырья. При этом определение утильсырья в законодательстве не раскрывается.
Банк России при выполнении функций, возложенных на него в соответствии с федеральными законами (п. 1.2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ)    

Требования к ККТ

Закреплено, что касса должна иметь индивидуальный корпус и один фискальный накопитель внутри него (п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).

Регламентировано место нахождение кассы при расчетах:
  • при непосредственном взаимодействии покупателя с пользователем ККТ — в месте расчета. Исключение — расчеты за оказание услуг общественного питания. В этом случае ККТ может находиться на месте размещения наличных денежных средств, используемых для размена (выдачи) клиентам;
  • при непосредственном взаимодействии покупателя с автоматическим устройством для расчетов — внутри корпуса этого устройства или быть механически соединенной с указанным корпусом. До 01.03.2025 вынести кассу за пределы автоматического устройства можно было лишь в определенных случаях. Например, при расчетах через торговые (вендинговые) автоматы (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).

Уточнено, что под применением ККТ подразумевается использование ККТ по адресу и месту ее установки (применения), указанным при регистрации (перерегистрации) (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ

Введена процедура упрощенной регистрации и перерегистрации онлайн-касс через оператора фискальных данных (п.п. 3.1, 4.1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

При регистрации ККТ не нужно представлять в налоговый орган отчет о регистрации, если указанный отчет направлен через оператора фискальных данных.

Для перерегистрации достаточно направить отчет об изменении параметров регистрации через оператора фискальных данных.

Исключение — отказ налогового органа в регистрации (перерегистрации) по причине представления недостоверных или неполных сведений. В этом случае регистрация (перерегистрация) ККТ возможна только в общеустановленном порядке.

Кроме того, перерегистрация ККТ невозможна без подачи заявления в следующих случаях: 1. Заменяется фискальный накопитель, который:
  • хотя бы какую-то часть времени работал в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;
  • был сломан и на нем невозможно сформировать отчет о закрытии архива;

2. Изменяются признаки применения ККТ, которые отсутствуют в отчете об изменении параметров регистрации:
  • ККТ используется при осуществлении расчетов за маркированные товары;
  • ККТ используется при выдаче (получении) обменных знаков игорного заведения и выдаче (получении) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения;
  • ККТ используется для развозной и (или) разносной торговли (оказания услуг, выполнения работ) (письмо ФНС России от 12.02.2025 N АБ-4-20/1277@).

Срок регистрации (перерегистрации, снятия с учета) ККТ налоговыми органами сокращен с 10 до 5 рабочих дней (п. 7 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

Появилось новое основание для снятия с учета ККТ без заявления пользователя. Теперь поводом для снятия ККТ с учета в одностороннем порядке может послужить непредоставление проверяемым лицом налоговому органу доступа к ККТ.

Повторно зарегистрировать снятую с учета ККТ в этом случае можно только после представления доступа к указанной ККТ налоговому органу (п. 19 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
 

ККТ при использовании QR-кодов

До 01.03.2025 обязанность применять ККТ при расчетах по QR-коду была не закреплена.

Уполномоченные органы придерживались позиции, что при расчетах через СБП применяются положения Закона N 54-ФЗ о безналичных расчетах, в том числе связанные с расчетами с предъявлением электронных средств платежа (письма ФНС России от 15.06.2022 N ЗГ-3-20/6261@, Минфина России от 08.11.2021 N 30-01-15/89950).

При этом налоговые органы разъясняли, что если оплата через СБП производится между организациями и (или) ИП, применять ККТ не нужно (информация УФНС России по Республике Карелия от 30.06.2023).

Теперь в пп. 2.2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ закрепляется, что положения об обязанности применять ККТ при безналичных расчетах с предъявлением электронного средства платежа распространяются на расчеты путем перевода денежных средств с использованием СБП, включая расчеты с применением автоматического устройства для расчетов.

Из данной формулировки неясно, обязанность по применению ККТ возникает при расчетах через СБП с предъявлением электронного средства платежа, или при любых расчетах через СБП.

В целях минимизации административных рисков до появления разъяснений уполномоченных органов рекомендуем продавцам применять ККТ при расчетах как с физическими лицами, так и с юридическими лицами (ИП).

Требования к чеку

ФНС России наделена полномочиями по установлению требований к:
  • качеству печати и размеру символов и QR-кода на чеках;
  • качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (п. 5 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Пока ведомство не реализовало свои полномочия. Но еще 07.11.2024 ФНС России выпустила письмо N АБ-4-20/12720@, в котором приведены следующие рекомендации:
  • параметры высоты символов (строчные буквы) обязательных реквизитов бумажного чека должны составлять не менее 2 мм;
  • интервал между строками символов — не менее 0,5 мм;
  • контрастность символов — не менее 40%. Для достижения этого показателя пользователем рекомендовано использовать качественную бумагу, рекомендованную изготовителем ККТ на данную модель ККТ.

Организациям и ИП, которые до 01.03.2025 имели право не применять ККТ при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, имеют право до 01.01.2026 не указывать в чеках наименование товара и его количество (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 N 273-ФЗ).

Способ предоставления электронного чека

В дополнение к ранее действовавшим способам передачи покупателю чека добавлена возможность использования информационного ресурса ФНС России "Мои чеки онлайн". Условия:
  • покупатель согласен на такой способ получения чека;
  • до совершения расчета покупатель представил, а пользователь включил в состав кассового чека абонентский номер либо адрес электронной почты, используемый для получения чеков через указанный ресурс.

Передача чека в ФНС России осуществляется оператором фискальных данных в момент расчета (подп. 2 п. 3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Для получения чека покупателю необходимо обратиться к информационному ресурсу, доступному через сайт ФНС России, мобильные приложения "Мои чеки онлайн" и "Проверка чеков".

Кроме того, в целях соблюдения прав покупателей введена обязанность для пользователей ККТ обеспечить возможность покупателю предоставить до момента расчета:
  • абонентский номер и (или) адрес электронной почты, которые используются покупателем (клиентом) для получения кассового чека;
  • сведения о том, что ранее представленные абонентский номер и (или) адрес электронной почты не используются им для получения кассовых чеков в электронной форме (п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Порядок формирования чеков в общепите

Для организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания и непосредственно взаимодействующих с клиентами, установлен специальный порядок применения ККТ.

Кассовый чек печатается и выдается клиенту после получения его согласия на расчет, но ДО момента проведения указанного расчета (п. 5.11 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

ФНС России в письме от 14.02.2025 N АБ-4-20/1500@ привела рекомендации по формированию кассовых чеков на предприятиях общественного питания в различных ситуациях.

Так, при постоплате до момента расчета допускается выдача чека на:
  • полный расчет с планируемым типом оплаты;
  • отгрузку в кредит с типом оплаты "кредит". В этом случае после расчета формируется чек на оплату кредита с подтвержденным типом оплаты.

Контроль за применением ККТ со стороны управляющих рынками

На компании, управляющие рынками, возложена обязанность по проверке сведений о регистрации (перерегистрации) ККТ по месту нахождения рынка лицами, которым представляются торговые места. Теперь сведения проверяются на сайте ФНС России.

В случае выявления факта отсутствия соответствующей ККТ (при наличии обязанности по ее применению) управляющая компания уведомляет об этом лицо, допустившее нарушение, и не допускает его до осуществления деятельности до устранения нарушения. В случае неустранения нарушения в течение 15 рабочих дней управляющая компания должна в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о предоставлении торгового места (пп. 6, 11 ч. 1 ст. 14 Закона N 271-ФЗ, п. 20 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ). Нарушение приведенных требований образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 16 и 17 ст. 14.5 КоАП РФ.

Экспертиза фискальных накопителей

Изготовители новых моделей фискальных накопителей должны проводить их экспертизу. Порядок проведения экспертизы аналогичен применяемому для новых моделей ККТ (п. 3 ст. 3 Закона N 54-ФЗ).

В России может появиться семейное налогообложение

Механизм предполагает расчет налогооблагаемого дохода физлица исходя из его семейного положения, количества иждивенцев и иных факторов.

К примеру, доход родителей с двумя детьми будет суммироваться и делиться на четверых. То есть при определении ставки налога будут исходить из того, что доход состоящих в браке граждан распределяется между всеми членами его семьи.

Как считают авторы идеи, такой подход будет способствовать росту многодетных семей в стране. Тогда как сейчас в России действует «антисемейное налогообложение», при котором жить в одиночестве гораздо выгоднее, чем кормить семью.

Применяющийся подход к налогообложению также конфликтует с режимом совместной собственности в браке и в принципе игнорирует ведение домашнего хозяйства как экономическую основу семьи.

Таким образом, по замыслу инициаторов, семейное налогообложение станет не просто целесообразным, а необходимым.

Минфин разъяснил, как учесть расходы на бензин, если работник использует личный автомобиль целях

В частности, Минфин отметил в письме от 17.01.25 № 03-03-07/3188 следующее:
Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Нормы расходов организации на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Следовательно, налогоплательщик вправе учесть в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах установленных норм, а также при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

! Поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт), стоимость горюче-смазочных материалов и ремонта, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автомобиль в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов.

К новой форме РСВ за 1 квартал 2025 выпущены контрольные соотношения

РСВ (расчет по страховым взносам) за первый квартал 2025 года надо сдать по новой форме.

Проверять новый РСВ инспекторы будут по контрольным соотношениям, которые содержатся в письме ФНС от 12.02.25 № БС-4-11/1275@.

Страхователи могут использовать эти соотношения, чтобы заранее проверить себя и избежать ошибок при заполнении отчетности.

Итак, для проверки правильности заполнения формы, в числе прочего, нужно учесть:
  • новые КС (пп. 1.243—1.249) для контроля нового приложения 3.1 раздела 1 РСВ по расчету соответствия условий применения единого пониженного тарифа взносов для плательщиков, основным видом экономической деятельности которых является «Обрабатывающее производство». Так, если «подр.1 р.1 СВ по значению поля 001 подр.1 р.1 СВ = 30», составление приложения 3.1 раздела 1 обязательно. В противном случае инспекция потребует в пятидневный срок пояснений или исправлений (п. 1.243 КС);
  • повышение лимита МРОТ (с 1 до 1,5 минималки) для расчета взносов по сниженным тарифам;
  • повышение размера МРОТ с 2025 года с 19 242 до 22 440 рублей — пп. 1.150 — 1.152 КС.


Наш профессиональный совет!

Для правильного заполнения отчета в фонд социального страхования и не только рекомендуем пройти курс «Налоговое планирование. Оптимизация налогообложения и налоговая защита бизнеса». По окончании обучения на курсе вы будете уметь:
  • рассчитывать налоговую нагрузку для разных режимов
  • учитывать особенности условий договоров при расчете налогов
  • оперативно находить ошибки в налоговых расчетах
  • минимизировать риски налоговых проверок
  • грамотно снижать налоговую нагрузку без рисков для бизнеса
  • взаимодействовать с налоговыми органами

Вы можете бесплатно посмотреть несколько занятий и метод обучения преподавателя по данному курсу с помощью пробного доступа. Если вас заинтересует, что можно изучить на курсе «Налоговое планирование. Оптимизация налогообложения и налоговая защита бизнеса», ознакомьтесь с подробной программой курса.

Получить доступ   Учебная программа

Смотрите видеоуроки по теме

все видеоуроки по теме

Рекомендуемые статьи по теме

перейти к полному списку

Каталог курсов РУНО по теме

перейти к каталогу