- Бухучет и налоги (365)
- Кадровое дело (43)
- Логистика. ВЭД (58)
- Microsoft Office (31)
- Бизнес (31)
- Полезное (93)
- Новости центра (237)
Устав для кадрового работника
Кадровику не обойтись без устава компании. Обычно в отделе кадров такого документа нет, поэтому стоит обратиться в юридический отдел или бухгалтерию, чтобы ознакомиться с документом и выписать важные детали, а лучше всего иметь в работе копию устава.
Отсутствие устава в отделе кадров и его неприменение могут повлечь ошибки в работе кадровика. Без уставы организации может быть проблематично заключить срочный договор с директором (генеральным директором), подготовить к утверждению локальные акты, а увольнение ключевого сотрудника может привести потом к трудовому спору и доставить много других проблем.
Содержание:
- Что такое устав
- Для чего нужен устав
- Наименование юрлица
- Вид деятельности
- Адрес организации
- Должность руководителя и органы управления
- Нормативные документы
Что такое устав
Устав не имеют хозяйственные товарищества (они действуют на основании учредительного договора) и государственные корпорации.
Кадровый работник обязательно должен иметь копию устава для своей работы.
Для чего нужен устав
Давайте рассмотрим на примерах реальных ситуаций, связанных с использованием устава.
Вместе с этим, стоит помнить, что согласно ч. 4 ст. 52 ГК РФ, устав юридического лица, утвержденный учредителями юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Также они могут быть предусмотрены уставом в случаях, если по закону это не является обязательным.
Наименование юрлица
Например, полное наименование в уставе звучит как “Общество с ограниченной ответственностью “Современные Технологии Строительства” и сокращенное наименование — “ООО «Современные Технологии Строительства”. Соответственно, во всех документах, будь то трудовой договор, приказы по личному составу, приказы по основной деятельности, фирменный бланк, трудовая книжка или что-то иное, наименование работодателя должно выглядеть как “Общество с ограниченной ответственностью “Современные Технологии Строительства” (ООО «Современные Технологии Строительства»), но никак не ООО “СТС”.
Поэтому важно проверять наименование работодателя в документах на соответствие уставу.
Если обнаружится несоответствие наименование организации в документах наименованию Уставу, рекомендуется настоятельно довести до руководства информацию о необходимости внести изменения. Данную информацию можно довести лучше всего в письменной форме в виде служебной записке.
Вид деятельности
Например, основной вид деятельности организации — образовательная деятельность по программам основного общего образования.
Кадровый работник при формировании перечня документов, необходимых при приеме на работу будет применять не только требования, установленные Трудовым кодексом РФ, но и иные нормативно-правовые акты: ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ; приказ Минобрнауки РФ № 1601 от 22.12.2014 и другие. Данная информация в уставе указывается в разделе «Цель, предмет, виды деятельности».
Адрес организации
Например, в уставе предусмотрен юридический адрес указан как Россия, г. Москва. Соответственно, в трудовом договоре должен быть указан юридический адрес, как в уставе: Россия г. Москва.
Если же в уставе указан адрес юридического лица: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 5 строение 1, соответственно, и во всех документах необходимо указывать также, как в уставе. Если организация изменила юридический адрес, то к трудовым договорам придется делать дополнительное соглашение к трудовому договору.
Все тонкости работы с персоналом и важные аспекты кадрового делопроизводства можно узнать на курсе образовательного центра “РУНО” Менеджер по управлению персоналом и кадрам + 1С 8.3. Профессиональная переподготовка.
Должность руководителя и органы управления
Давайте рассмотрим еще один пример, как информация об органах управления организацией может выглядеть в уставе.
Допустим, юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере образования. Тогда органами управления будут: общее собрание учредителей; попечительский совет; родительский совет; педагогический совет и так далее.
Если же юридическое лицо создано одним учредителем, то будет прописано, что “Высшим органом управления Общества является единственный учредитель Общества…”, а “руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единственным учредителем и единоличным исполнительным органом — Генеральным директором Общества”.
Если в штатном расписании должность руководителя именуется “генеральный директор”, а не “директор”, соответственно и в штатном расписании организации должность руководителя должна именоваться генеральный директор.
Важно знать!
В уставе организации прописывается порядок приема на работу генерального директора\директора, на какой срок с ним заключается трудовой договор, его функционал. Это поможет правильно кадровому работнику оформить трудовые отношения с генеральным директором\директором, в том числе, увольнение генерального директора\директора.
Эти и другие вопросы подробно рассматриваем на курсе Специалист по кадрам + 1С ЗУП 8.3. Правовое обеспечение кадрового дела. Дипломная программа. Уровень 6 Профстандарта.
Нормативные документы
Всегда возникает вопрос: является ли такой документ, как должностная инструкция обязательным документом? Если должностная инструкция предусмотрена каким-либо нормативно-правовым актом, например, федеральными законами, уставом, трудовым договором, то должностная инструкция должна быть в организации в обязательном порядке.
Рассмотрим на примере, как информация о должностной инструкции может выглядеть в уставе: «7.9. Права и обязанности работников определяются правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями».
Также, уставе может быть предусмотрено, что: «к исключительной компетенции попечительского совета относится… осуществление иных полномочии в соответствии с настоящим уставом, положением о попечительском совете…». Следовательно, в организации должен быть такой локальный нормативный акт, как положение о попечительском совете» и так далее.
Часто ошибки заключаются в том, что уставом утверждение локальных нормативных актов отнесено к компетенции общего собрания участников (если юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью) или единственного участника, а фактически его утверждает генеральный директор.
Если выяснится, что директор утвердил нормативный акт, не имея на это право, такой документ не будет иметь юридическую силу и не подлежит применению.
Таким образом, устав кадровику надо обязательно иметь и правильно применять положения его на практике. Изучить все основы кадрового делопроизводства и качественно организовать кадровую политику в организации поможет учебный курс Специалист по кадрам + 1С ЗУП 8.3. Правовое обеспечение кадрового дела. Дипломная программа. Уровень 6 Профстандарта.
Профессиональный совет:Мы предлагаем пройти онлайн курсы специалиста по кадрам, которые полностью соответствуют действующим профессиональным стандартам. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов — пройти переподготовку или получить очередное повышение квалификации согласно действующим нормативам.
По завершении курса Специалист по кадрам + 1С ЗУП 8.3. Правовое обеспечение кадрового дела. Дипломная программа. Уровень 6 Профстандарта вы сможете:
Получите бесплатный пробный доступ на нашем сайте! |
Смотрите видеоуроки по теме
Рекомендуемые статьи по теме
Каталог курсов РУНО по теме
Вы получите доступ
в закрытый Telegram-чат для кадровиков:
студентов и выпускников Руно!
Подписчиков в чате уже 475!
Загляните в закрытый Telegram-чат для КАДРОВИКОВ:
студентов и выпускников РУНО

Перейти в подробное описание и узнать условия вступления в сообщество